Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

300-ЛЕТИЕ СТАНИЦЫ ШЕЛКОВСКАЯ

Из истории трехсотлетия станицы Шелковская… Первому Императору Петру Россия обязана многочисленными, самыми разными нововведениями  — от флота западного образца и европейской системы образования до картофеля и селедки. Интересно вспомнить об инициативах Петра по заведению своего, российского шелководства, в результате чего и возникла нынешняя станица Шелковская, которая отмечает в этом году трехвековой юбилей. Исследователями расшифровано и  название станицы Шелковская.

В 1718 году «армянин Сафар Васильев» получил царскую грамоту на устройство первого в России частного шелкового завода (на Тереке, ныне — станица Шелковская). С созданием шелкового завода появляется и первое армянское поселение на Тереке названное Сарафанниковым (с конца 18 в. – Шелкозаводское).

С 1764 года завод стал собственностью обер-директора, сына Сафара — Василия Хастатова. Потом завод был взят в казну, работавшие на заводе армяне и грузины были причислены к государственным крестьянам, а сын обер-директора Аким Васильевич Хастатов стал шелкозаводским помещиком.

 

В последние годы царствования Екатерины II, генерал-майор А. В. Хастатов женился в Москве на дочери богатого симбирского помещика Екатерине Алексеевне Столыпиной. Она и стала хозяйкой того дома, который теперь является Литературным музеем М.Ю.Лермонтова. Имение Шелковое действительно находилось на самой границе. В этой станице кроме казаков жили около двухсот грузин и более пятисот армян.

В 1718 году С. Васильев получил от русского правительства разрешение «с прочими армянами построить на Тереке церковь армянскую своим иждивением, в которой отправлять им службу по своему закону без всякого препятствия и утеснения от тамошних жителей». Храм в честь Богоматери являлся наиболее старинной из всех известных в Восточном Предкавказье армянских церквей. В связи с выездом основной массы армянских поселенцев церковь прекратила свое существование. По велению Петра Первого южная граница империи переместилась с берегов Терека на Сулак.                            О.В. Маргграф сообщает, что в 1722 году  жители города Терки и других мест были переселены императором в основанную крепость Святого Креста. Сюда же переселился со своими «людьми и заведениями» Сафар Васильев, где и умер в 1730 году. Наследники Сафара, возвратившись на места прежнего проживания, восстановили свои права на тутовые сады и виноградники. Однако, как выяснилось, их владения подпадали под генеральный план строительства крепости. Поэтому наследникам Сафара Луке Ширванову и Василию Макарову была отведена другая территория в семидесяти верстах выше Кизлярской крепости у гребенских станиц, где в 1735 году ими был построен казенный шелковый завод по производству шелка-сырца, и где вскоре возникло селение Шелкозаводское». Завод в Шелкозаводском вскоре по наследству переходит к сыну Василия Хастатова Акиму – прославленному воину, участнику русско-турецких войн, приближенному Александра Суворова, генерал-майору и кавалеру.

В 1772 году на заводе было выработано 8 пудов шелкового сырца. Небольшое количество его было собрано и на другом заводе в селении Парабоч, находившемся в трех верстах от первого и принадлежащем армянским купцам из Кизляра братьям Калустовым. Наследники основателя шелковой промышленности не только продолжили дела последнего, но и сами внесли существенный вклад в развитие отечественной промышленности. Благодаря предпринимательству Сафара Васильева и его наследников, а также других армян, на Тереке было положено начало производству отечественного шелкового сырца на промышленной основе и мануфактуре…

Первая в Российской Империи Шелковая мануфактура Сафара Васильева была создана в целях «Удовлетворить потребности господствующего класса в дорогих шелковых тканях и изделиях». Петр Первый яростно стремился к скорейшей ликвидации зависимости шелковой и бумажной промышленности от иностранного сырья, к скорейшему созданию в стране развитой мануфактуры и сокращению ввоза готовой продукции из-за рубежа. Благодаря его усилиям с 1714 по 1725 годы в России уже действовали 14 шелковых фабрик, производительность которых с 1721 года «могла довольствовать государство Российское всяких сортов шелковыми парчами».

В настоящее время в станице уже не изготавливается  шелк. Но здесь, как и в других районах республики, созданы все условия для нормальной, полноценной жизни. Более того, в районе претворяются в жизнь различные инвестиционные проекты, создаются новые рабочие места.

Наследником С. Васильева выступил армянин генерал В.М. Хастатов. В имение Хастатовых приезжал М.Ю. Лермонтов, состоявший с ними в родственных связях. Армяне населяли и соседнее селение Паробочево, основанное в середине 18 века при шелковом заводе, построенном по заданию российского правительства венгром Паробочем. Червленная, Старощедринская, Гребенская, Старогладовская, Курдюковская. Какие звучные, громкие названия носят некогда бывшие гребенские станицы! Учащиеся старших классов любой российской школы без труда узнает эти названия по одноименной повести Л.Н.Толстого «Казаки». За каждым названием станиц – славная история… Бороздиновская, Дубовская, Каргалинская… В названии каждого населенного пункта обычно заложен какой-то смысл, своя история.  Тихие, скромные названия. Но какой добротой, нежностью веет от этих станиц, потому что в каждой из них происходили исторические действия, связанные с конкретными личностями. Не отыщешь этих станиц на карте современной Российской Федерации. Затерялись они где-то в российской глубинке. За каждым названием станиц Шелковского района – тайна, разгадать которую на протяжении веков стремились историки и писатели. Жители станиц Шелковского района во все времена думая о родной станице, думали о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связывали понятие родина со сложной и интересной, насыщенной, иногда даже трагической, историей…  Наравне с жителями страны не оставались в стороне революционных событий 20-х годов прошлого века. Участие наших станичников проявилось не только в сражениях Гражданской и Великой Отечественной войн, Афганской войны, но и в пропагандистской борьбе за установление советской власти. Об этом неоднократно в своих поисковых работах писали основатель Литературно-этнографического музея Л.Н.Толстого Радченко Иван Кириллович, историк и краевед Николай Еремин и другие, которые в разные времена жили в наших станицах.  «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен»- говорил историк Н.М.Карамзин.

В Шелковском районе Чеченской Республики в середине февраля этого года, в течение нескольких дней работала масштабная научно-этнографическая экспедиция участников Проекта Благотворительного фонда по сохранению православных общин под рабочим названием «Русские Чечни: изучение и сохранение традиционных духовных ценностей и опыта межэтнической интеграции». Инициируемый Проект демонстрировал сохранение и дальнейшее развитие научных и культурных традиций народов Чеченской Республики и в первую очередь русскоязычного населения. Группа ученых во главе с профессором, доктором исторических наук, профессором кафедры дореволюционной истории  Кубанского государственного университета, главным научным сотрудником НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор» Матвеевым Олегом Владимировичем побывала и в Литературно-этнографическом музее Л.Н.Толстого. Музеем была предоставлена устная структурированная и управляемая научная  информация. Ежедневно, за время пребывания в муниципалитете, члены экспедиции выезжали в определенные населенные пункты Шелковского района. В первую очередь, их, конечно, интересовали поселения, в которых издавна проживали гребенские и терские казаки. Предметом тщательного изучения членов научной экспедиции стали станицы муниципалитета: Шелковская, Гребенская, Червленная и многие другие. К слову, гостям понравились станицы, в которых они успели побывать в ходе экспедиции. «Вдумчивое отношение к прошлому, знание истории делают нас наиболее справедливыми к оценке настоящего. Изучение культурного наследия нашего района раскрывает перед нами духовные и материальные богатства сегодняшней жизни, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой и боевой славы отцов и дедов. Богатую биографию имеет нынешний Шелковской район Чеченской Республики. Яркой страницей входит он в историю России. Станицы на левом берегу Терека – это, прежде всего история дружбы горцев и гребенского казачества. Наши предшественники сыграли большую роль в истории России, оставив в наследство самобытную, яркую культуру, об этом мы еще скажем на страницах нашей газеты. Молодое поколение желает испытывать чувство гордости за знаменитых земляков. В рамках исторических юбилеев 2018 года мы будем говорить об этом… Ведь народная мудрость гласит: «У народа, не помнящего своего прошлого, нет будущего». А у нас есть что сказать о своих земляках…

                                                                                                                                                     

 

С. Загибов

http://www.zoofirma.ru/

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.